Главная | | Выход | ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕГИСТРАЦИЯ 
                                                                                                                                                                        

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
MJ 777~Форум ~● » » Праздники » Крещенский Сочельник (святки)
Крещенский Сочельник
ТАТЬЯНАДата: Пятница, 18.01.2013, 09:24 | Сообщение # 1
     
          Модератор

    



Челябинск

        Российская Федерация

Православные отмечают Крещенский Сочельник

СВЯТКИ

Свя́тки (святы́е, праздничные дни, зимние святки) — двенадцать дней с Рождества (Коляды) до Крещения. Нередко к ним примыкает и Сочельник рождественский: святки — это время «от звезды и до воды», т. е. от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды (рус. кубан.). В некоторых районах Полесья к Святкам относят ещё полтора дня после Крещения, т. е. 7/20.1 (Зимний свадебник) и половину дня 8/21.1, который называется Розданный день, поскольку он приходится на тот же день недели, что и Рождество.



В христианской традиции Святки, или Святые дни - это празднование Рождества Христова. На Святки принято прославлять Рождество Иисуса Христа, поздравлять близких, родных и знакомых, желать им счастья и здоровья. Святки - самый весёлый и продолжительный в православном мире праздник.

Святки — старинное русское слово, означающее праздник. Множественное число говорит, что праздник продолжается не один день (ср.: Червоные святки, Зелёные святки).

Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью.


Церковная версия


По церковной версии — они называются и святыми вечерами, может быть, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время[источник?]. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времён. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесённых им от 25 декабря по 6 января, а также «слова» св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается церковным уставом препод. Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому во дни святок «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. То же подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 году. Вторым туронским собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года. Против этого направлены, между прочим, 61 и 62 правила Шестого Вселенского собора. Действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни»


Святочный период


Во многих славянских традициях первая неделя Святок считалась более значимой, в это время особенно строго соблюдаются запреты и предписания. Если весь святочный период в восточном Полесье называли святые вечера, то первую неделю — вельми святые. Иногда «святой» считалась только первая неделя: «Сьвяты́и вэчори́ — до Нового року, а посли Нового року — шчо́дрыи вэчори́». Ср. также укр. святый тыждень (киев.). В Полесье две недели Святок могли называть соответственно Пэршыи сьвичкы и Другыи сьвичкы (брест.). На Русском Севере первая неделя Святок называлась святые вечера, а вторая — страшные вечера.

Вместе с тем, Святки воспринимаются как единый цикл, о чем свидетельствует не только состав обрядов и их мифологическое содержание, но и единая терминология, например: Перша кутья 'Рождественский сочельник', Друга или Середня кутья 'канун Нового года', Трэтья или Последняя кутья 'канун Крещения' (полес.); ср. также: «Три Коляды у нас было. Коляда была первая перед седьмым январём — Рожствянская. А другая Коляда называлась жирная, а третия Коляда называлась голодная»


Славянское наследие


Наследие древней славянской культуры, относящееся к дохристианскому периоду. Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет святки из всего календарного года. Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом, а также представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.

Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.


Пословицы и поговорки


На Святках волки женятся. От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех — с охотником несчастье случится. «Аднá куття на людей, а другая на худóбу, а треття на уражай» (полесье). «Прашли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина — кататься» (воронеж.).

До того, как Русь приняла христианство Святки - зимние праздники - были языческими, но православная Русь не отказалась от древних традиций, внеся в христианский праздник множество народных традиций.

Примечательными мероприятиями в этот праздный период в старину были колядования и гадания. Этим занималась в основном молодежь.



Колядования: "Слава хлебу" и "Христос рождается, славите" - самые популярные.
Ряженые искусно применяли в своих представлениях остроты, пение, сценки исполнителей. Хозяева должны были угостить ряженых и тем самым вступить в своеобразную игру. Всё это было интересно для толпы зрителей, которая всюду следовала за ряжеными.
Интересно, что встретившиеся группы колядующих начинали соревнование, применяя загадки, озорные насмешки.
Совместное песнопение награждалось угощением, которое потом и съедалось на посиделках.
Под подблюдные песни начинались гадания. Наиболее изветная тема новогодних гаданий - о замужестве - продолжалась от новогодней ночи до знаменитого "крещенского вечерка", воспетого В.А.Жуковским.

источник: Татьяна Дюльгер [tvorchestvo]

См. также
Ряженье
Заваливание
Святочные гадания
Святочная нечисть
Женитьба Терешки — обрядовая белорусская игра
Коляда
Васильев вечер
Щедрый вечер
Крещенский вечер
Ссылки
Святки // Российский этнографический музей
Коляды (Каляды) // Белорусские Югры

http://ru.wikipedia.



 
MJ 777~Форум ~● » » Праздники » Крещенский Сочельник (святки)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: