Главная | | Выход | ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕГИСТРАЦИЯ 
                                                                                                                                                                        

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
MJ 777~Форум ~● » ** » Искусство » Репин Илья Ефимович (Repin Ilya)
Репин Илья Ефимович
ИринаДата: Пятница, 24.01.2014, 18:27 | Сообщение # 21
     
          Гл. модератор

    



Москва

        Российская Федерация


Приезд царевичей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор со свитой
1900 год.


Картина Ильи Ефимовича Репина «Приезд царевичей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор со свитой». Холст, масло.
...При Алексее Михайловиче в селе Семёновском находился обширный Потешный двор, где жили, воспитывались и выучивались своей ловле и добыче редкие птицы: соколы, кречеты и ястребы. При Петре население выросло в целую солдатскую слободу, поэтому в 1692 году здесь была построена особая Семёновская полковая съезжая изба во всём подобная Преображенской.

Потешный двор, выстроенный для «потех», т.е. охот, с соколами и кречетами, возник одновременно с Семеновским и стал его главной достопримечательностью. Соколиный двор вскоре становится одной из забот царя Алексея Михайловича. Он торопит, чтобы на «Потешный двор новым соколам на клобучки … кожу красную» выдали немедленно, отсылает жалование сокольникам, выделяет немалые деньги «на покупку мяса птицам на корм», приказывает закупить для кречатни голубей. Даже дверные скобы царь велит позолотить, чтобы придать своему детищу еще больший блеск. В такой рачительности и заботливости раскрывалась натура «тишайшего» – хозяйственного предприимчивого помещика и любителя соколиных забав. Еще в молодости царь Алексей Михайлович был хорошим охотником и наездником. В 1668 году он не без доли литературного таланта даже написал «Урядник сокольничего пути», своего рода устав соколиной охоты.

Илья Ефимович на своем полотне «Приезд царевичей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор со свитой» изобразил достоверный исторический момент так живо, что создается впечатление будто мы присутствуем при этом событии. Картина получилась красочной и звучной, костюмы яркие праздничные, почти ярморочные, что было вполне во вкусе жизнелюбивого Петра.


 
ИринаДата: Пятница, 24.01.2014, 18:29 | Сообщение # 22
     
          Гл. модератор

    



Москва

        Российская Федерация


Портрет актрисы Марии Федоровны Андреевой
1905. Национальный музей Республики Беларусь, Минск.


Картина Ильи Ефимовича Репина «Портрет актрисы Марии Федоровны Андреевой». Холст, масло, 134 × 85 см.
На протяжении семидесяти лет Марию Андрееву называли другом-женой Горького, пламенной революционеркой и товарищем-феноменом. Словно других слов в советской историографии для этой женщины больше не нашлось. Ее судьба до боли напоминала типичную советскую модель успеха: прожила долго - постоянно работала - страстно боролась - умерла в почете. И все. Будто не было ни головокружительной профессиональной карьеры, ни бешеной ревности десятков поклонников, ни счастливой, но очень горькой любви. По воспоминаниям современников, Андреева была "ослепительно красива"...

Сценическую деятельность Мария Андреевна начала в 1886 году на казанской сцене в антрепризе Медведева. Выйдя замуж за высокопоставленного чиновника А. А. Желябужского, прервала профессиональную артистическую карьеру, но со сцены не ушла. Выступала как актриса-любительница – сначала в Тифлисе в Артистическом кружке (сыграла Ларису в Бесприданнице Островского, Марьицу в Каширской старине Аверкиева и др), потом в Москве в Обществе искусства и литературы, где стала партнершей К. С. Станиславского и одной из наиболее ценимых им актрис на роли «героинь». Исключительные данные (редкая красота, грациозность, музыкальность) сочетались в ней с работоспособностью и преданностью сцене. С декабря 1894 года Андреева сыграла в постановках Станиславского Олю Василькову в Светит, да не греет, Юдифь в Уриэле Акосте, Ларису в Бесприданнице, Раутенделейн в Потонувшем колоколе и др. Всего на сцене Общества сыграла 11 ролей.

Была пресса, любовь публики, успех. Сама великая княгиня Елизавета Федоровна писала ее портрет. Казалось, впереди только слава и лавры...

Но Андреева вдруг увлеклась... "Капиталом" и прочей марксистской литературой. вступила в ряды РСДРП - втайне от мужа, втайне от театра, от коллег. Одновременно она умудрилась завести бурный роман с Саввой Морозовым. Как известно, нельзя объять необъятное, и когда в ее жизни появился Максим Горький, артистическая карьера, так удачно начавшаяся, постепенно сошла на нет. Самое большее, на что Андреева могла рассчитывать, - небольшие роли второго плана.

Именно революции, а не театру отдала она всю свою энергию, свой темперамент и организационный талант. Замужняя светская женщина, известная актриса - великолепная ширма для революционной подпольной организации. Задания множились: от помощи в подготовке побега большевиков из Таганской тюрьмы до хранения лент с патронами в письменном столе. К тому времени статский советник Желябужский перестает интересовать Андрееву совсем. Дети пристроены у сестры. Все силы могут быть "отданы борьбе"...

После октября 1917-го начался новый отсчет времени. Те, кто вкладывал в революцию силы, здоровье и деньги, мгновенно захотели получить компенсацию: новые посты и "портфели". Не забыта и Андреева: она становится комиссаром театров и зрелищ союза коммун Северной области, то бишь Петрограда и всех его окрестностей. В дневниках Корнея Чуковского есть запись от 18 апреля 1919 года, как в кабинет Шаляпина "влетела комиссарша Мария Федоровна Андреева, отлично одетая, в шляпке - "Да, да, я распоряжусь, вам сейчас подадут!.." Распоряжалась. Выделяла. Наказывала и миловала. Если ей самой требовалась поддержка - немедленно апеллировала к Ленину. Обратилась к Блоку "прямо и бесцеремонно" - возглавить Большой драматический театр, но тот благоразумно отказался.

В начале 20-х годов в жизни писателя произошли существенные перемены. Место Марии Андреевой заняла другая особа, которая стала незаменимым секретарем и сердечным другом писателя - Мария Игнатьевна Будберг - "железная женщина", о которой Берберова написала целую книгу. Горький, расставшись с Марией Федоровной, сохранил с ней ровные отношения.

Зимой 1931 года Андреева получила свое последнее назначение - стала директором Дома ученых в Москве. Весь темперамент и энергию, не израсходованную до конца, она вложила в новое дело. Дом ученых на многие годы стал одним из интереснейших мест общения интеллигенции столицы. Мария Федоровна приглашала туда многих выдающихся людей, частенько и сама выступала с воспоминаниями. Основные ее темы: Ленин и Горький. В то время самые популярные и выигрышные темы. Отработанные елейные тексты шли на ура.
Мария Федоровна Андреева скончалась 8 декабря 1953 года в возрасте 85 лет. Казалось бы, по всем каноническим большевистским меркам, она прожила прекрасную жизнь, принесла большую пользу делу революции, была соратницей Ленина и Горького, ее имя вписано в историю Художественного театра, она любила и была любима... Но, по воспоминаниям очевидцев, в гробу на ее лице была маска страдания. И никакого умиротворения и покоя...


 
ИринаДата: Пятница, 24.01.2014, 18:31 | Сообщение # 23
     
          Гл. модератор

    



Москва

        Российская Федерация


Портрет пианистки Софии Ментер
1887. Третьяковская галерея.


Картина Ильи Ефимовича Репина «Портрет пианистки Софии Ментер». Холст, масло.
Изящна, красива, уверенна, женственна... Да еще и необыкновенно талантлива! Кого же увековечил бессмертной кистью великий мастер, кем была эта женщина уверенно и требовательно гдядящая на нас с картины?

Ментер (Menter) - известные немецкие музыканты, отец и дочь. Йозеф Ментер - виолончелист, ученик Ф. Моральта. Работал в придворной. капелле в Хехингене и в придворном оркестре в Мюнхене. Блестящий виртуоз, концертировал во многих европейских странах. Его дочь Софи (Софья Осиповна) Ментер - пианистка, композитор и педагог. Училась в Мюнхене у Ю. Леонарда и Ф. Листа и уже в детстве проявила себя как талантливая пианистка, в 15-летнем возрасте совершила первое артистическое турне. В 1867 году дебютировала в концертах Гевандхауза в Лейпциге. Совершенствовалась у К. Таузига, с 1869 года - у Ф. Листа в Веймаре. В 1883 - 1887 профессор Петербургской консерватории (среди её учеников В. Л. Сапельников). Петр Ильич Чайковский высоко ценил дарование Софьи, он посвятил ей партитуру "Концертной фантазии" для фортепиано с оркестром (1884). В последующие годы Ментер жила в Тироле, периодически совершала концертные поездки по другим странам, наряду с А. Н. Есиповой и М. Т. Карреньо была крупнейшей пианисткой второй половины 19 века. Её игра захватывала эмоциональным порывом, масштабностью исполнения и одновременно изяществом и тонкостью художественной передачи. Является автором пьес для фортепиано, в том числе "Венгерской рапсодии" ("Цыганские напевы"). "Венгерская рапсодия", переложенная для фортепиано с оркестром Чайковским, была исполнена Софьей Ментер и оркестром под управлением Чайковского в 1893 году в Одессе.


 
ИринаДата: Пятница, 24.01.2014, 18:31 | Сообщение # 24
     
          Гл. модератор

    



Москва

        Российская Федерация


Портрет баронессы Штейнгель
1895 год.


Картина Ильи Ефимовича Репина «Портрет баронессы Штейнгель». Холст, масло.

В истории Европы и России Штейнгель — старинный дворянский, баронский и графский род. Иоанн фон Штейнгель был министром курфюрста Саксонского; его сыновья Иоанн Вильгельм, полковник русской службы, русский посланник при германском императоре, и Фридрих Яков были пожалованы в 1777 году в баронское достоинство Римской империи, которое утверждено за родом Штейнгель правительствующим сенатом в 1863 году. Высочайшим указом 1812 года финляндский генерал-губернатор и главнокомандующий войсками в Финляндии, генерал-лейтенант барон Фабиан, сын Фридриха Якова Штейнгель (по-русски Фаддей Федорович), был возведен в графское достоинство великого княжества Финляндского. Его единственная дочь вышла замуж за Александра Христиановича Стевена (1783—1842), которому в 1824 году были Высочайше дарованы титул и герб его тестя с наименованием Стевен-Штейнгель.


 
ИринаДата: Пятница, 24.01.2014, 18:32 | Сообщение # 25
     
          Гл. модератор

    



Москва

        Российская Федерация


Портрет Алексея Толстого
1896 год.


Картина Ильи Ефимовича Репина «Портрет Алексея Константиновича Толстого». Холст, масло.

В истории Руси Толстые — старинный боярский, графский и дворянский род, происходящий, по сказаниям старинных родословцев, от мужа честна Индриса, выехавшего "из немец, из Цесарские земли" в Чернигов, в 1353 году, с двумя сыновьями и дружиною из трех тысяч человек; он крестился, получил имя Леонтия и был родоначальником нескольких дворянских фамилий. Его правнук Андрей Харитонович, переселившийся из Чернигова в Москву и получивший от великого князя Василия Темного прозвище Толстого, был родоначальником рода Толстых. Селивестр Иванович Толстой был полковым воеводою на Трубе в Москве и убит поляками под Москвою в 1612 году. Григорий Иванович Толстой († в 1636) был воеводой в Зубцове, его брат Василий († в 1649) — в Пелыме, Березове, Суздале, Темникове, Цивильске и на Ваге. Его сын Андрей Васильевич, воевода в Чернигове (1665—1669), за оборону этого города против Брюховецкого был пожалован в думные дворяне; позже был окольничим и умер в 1690 году. Из его сыновей Михаил был воеводой в Верхотурье, Иван († в 1713) — воеводой в Азове, а Петр был пожалован в 1724 году в графское достоинство Российской Империи, оба сына последнего, Иван и Петр, пострадали по делу отца и утратили графский титул, возвращенный в 1760 году их детям.

Граф Федор Андреевич († в 1849) — сенатор, собиратель рукописей. Граф Дмитрий Александрович († в 1832) был могилевским губернатором, брат его Николай († в 1816) — обер-гофмаршалом. Матвей Андреевич († в 1763) был генерал-аншефом, его сын Иван († в 1809) — генерал-поручиком, из внуков — Александр Иванович († в 1857), унаследовавший имя графов Остерманов — генерал-адъютантом и генералом от инфантерии, Матвей Федорович Толстой(† в 1815) — сенатор, был женат на дочери князя М. И. Голенищева-Кутузова Смоленского; из сыновей его Павел († в 1883) унаследовал имя Голенищевых-Кутузовых, Николай († в 1879) был генерал-адъютантом и директором Николаевской чесменской богадельни, Иван († в 1867) — обер-гофмейстером, министром почт и телеграфов и членом Государственного совета. Из потомков графа Ивана Петровича: граф Федор Петрович Толстой — известный художник; граф Дмитрий Николаевич Толстой-Знаменский (по имени майората, † в 1884) — известный археолог; граф Федор Иванович († в 1846), по прозванию "американец", был известен своими дуэлями и приключениями; граф Алексей Константинович — известный поэт (см. ниже); граф Лев Николаевич — знаменитый писатель; граф Дмитрий Андреевич — министр. Из потомков графа Петра Петровича, второго сына деятеля Петровских времен: граф Александр Николаевич († в 1866) был обер-шенком; граф Алексей Петрович († в 1864) — генерал от кавалерии и сенатор; братья его граф Александр († в 1871) — обер-прокурор Священного Синода, граф Егор († в 1872) — генерал-лейтенант и сенатор. Из дворянских отраслей рода Толстых: Яков Николаевич Толстой († в 1867) — литератор, агент в Париже, брат его Иван († в 1882) — сенатор. Род Толстых внесен в V и VI части родословной книги Московской, Рязанской, Орловской, Калужской и Казанской губерний (Гербовник, II, 32, 42; XII, 26; XIII, 46). Кроме того, существует род Толстых, восходящий к началу XVII века и внесенный в VI часть родословной книги Саратовской и Симбирской губерний, а также несколько родов этого имени позднейшего происхождения.

Толстой Алексей Константинович, граф, русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1873). Баллады, сатирические стихи, исторический роман «Князь Серебряный» (опубликован в 1863), драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Проникновенная лирика, с ярко выраженным музыкальным началом, психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно...», «То было раннею весной»). Совместно с братьями Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова.


 
ИринаДата: Пятница, 24.01.2014, 18:34 | Сообщение # 26
     
          Гл. модератор

    



Москва

        Российская Федерация


Портрет княгини Тенишевой
1896 год.


Картина Ильи Ефимовича Репина «Портрет княгини Тенишевой». Холст, масло. Мария Клавдиевна Тенишева, русская дворянка (княгиня) изображена Репиным в интерьере довольно темной комнаты возле невысокого кресла. Стройная женщина в светлом вечернем туалете стоит в полный рост, повернув к зрителю чистый профиль греческой богини. Густые волнистые волосы подняты наверх, обнажая гибкие линии шеи. Строгий портрет нарушает как бы непреднамеренно спущеный с белоснежного плеча кружевной рукав платья, выдавая игривую женственность характера модели.

Княгиня М. К. Тенишева обладала великолепным художественным вкусом, чувствовала и любила искусство. «Настоящей Марфой-Посадницей» назвал ее Н. К. Рерих. Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства. Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894—1904), где преподавал Репин. Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске 1896—1899 гг. Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиан, серьёзно занималась живописью, коллекционированием. Коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Государственному Русскому музею.

Тенишевы — княжеский род, происходящий от мурзы Тениша Кугушева, пожалованного поместьями в Мещере в 1528 году. Его сын, князь Епиней Тенишев, был начальником темниковских татар в Казанской области в 1555 году. Князь Дмитрий Васильевич (род. в 1764) был астраханским губернатором (1802—1808). Князь Николай Иванович Тенишев (1798—1862) управлял путями сообщения в Царстве Польском. Род князей Тенишевых внесен в V и VI части родословной книги Тамбовской, Казанской и Московской губерний.


 
ИринаДата: Пятница, 24.01.2014, 18:35 | Сообщение # 27
     
          Гл. модератор

    



Москва

        Российская Федерация


Портрет артистки Беллы Горской
1910 год.


Картина Ильи Ефимовича Репина «Портрет артистки Беллы Горской». Холст, масло.
Обворожительная красавица и модница Белла Горская носила свои костюмы легко и непринужденно, как и положено настоящей артистке. Поднятая наверх прическа с подложенным шиньоном позволяла тогдашним красавицам прилаживать на головы шляпы, которые с 1910 по 1919 год все увеличивались в своих размерах. Столь огромные шляпы потребовали каких-либо приспособлений, помимо вуалей и шарфов, которые придерживали их на голове и тогда в моду входят длинные шпильки и булавки.

Актриса Белла Горская представлена на портрете И. Е. Репина в открытом платье с большим декольте и короткими кружевными рукавами. Высокую объемную прическу закрывает большая черная шляпа с широкими полями, как требовала мода начала 20 века. Грациозная фигура органично вписывается в окружающую зелень парка с белыми пушистыми цветами. Одну руку женщина положила на спинку кресла, другой рукой накидывает на плечи легкую шаль. Мечтательная улыбка на губах актрисы придает картине пикантную романтичность.


 
ИринаДата: Вторник, 04.02.2014, 16:49 | Сообщение # 28
     
          Гл. модератор

    



Москва

        Российская Федерация


Портрет композитора М.П.Мусоргского. 1881


"Невероятно, как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер, с прекрасными светскими манерами, остроумный собеседник в дамском обществе, неисчерпаемый каламбурист ... вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа " бывших людей" , где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем. Неужели это он? Одетый, бывало, с иголочки, шаркун, безукоризненный человек общества, раздушенный, изысканный, брезгливый..." - так описывал Репин несчастливую долю великого композитора. Портрет был выполнен за четыре дня - 2-5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Репин писал близкого ему человека, уже зная, что Мусоргский болен неизлечимо и его кончина близка — Мусоргский умер 16 марта того же года. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося " перед лицом вечности" , наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое " сословное амплуа" . Бестрепетность, с которой Репин фиксирует черты больного лица, в полной мере компенсируется деликатным и умным живописным решением портрета. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) " гасит" болезненную красноту лица; яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира - эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Владимир Стасов посвятил этому портрету целую статью, где, помимо собственных похвал, привел слова Ивана Крамского: " Этот портрет писан Бог знает как быстро, огненно - всякий это видит. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано! Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, - а много ли на свете портретов с подобным выражением!" Крамской, правда, тоже умел передавать " задумчиво глядящие" глаза. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства - светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского - всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. В этих своих качествах портрет Мусоргского, написанный в самом начале 1880-х годов, значительно опередил (как то было в предшествующее десятилетие с Бурлаками) современное ему состояние русской живописи, предвосхищая то, что ближе к концу десятилетия появилось в ранних портретах Валентина Серова и Константина Коровина.


 
ИринаДата: Вторник, 04.02.2014, 16:52 | Сообщение # 29
     
          Гл. модератор

    



Москва

        Российская Федерация


Портрет писателя А.Ф.Писемского. 1880

Холст, масло 87 x 68
Государственная Третьяковская галерея
Москва


 
ИринаДата: Вторник, 04.02.2014, 16:53 | Сообщение # 30
     
          Гл. модератор

    



Москва

        Российская Федерация


Протодиакон. 1877


Знаменитый, чудовищный Протодьякон — портрет Чугуевского дьякона Ивана Уланова, ставший как бы собирательным образом басовитых львов русского духовенства с их грубостью, чревоугодием и лицемерной елейностью. С этой картины начинаются истоки другого прославленного произведения Репина - Крестный ход в Курской губернии.


 
MJ 777~Форум ~● » ** » Искусство » Репин Илья Ефимович (Repin Ilya)
  • Страница 3 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск: